Упражнения, техники, работа со вторичной выгодой

Моя личная подборка методов выявления вторичной выгоды от проблемы:

I
1. Выберите одну самую насущную проблему для вас в данный момент.
Пусть для примера это будет конфликт с кем-то.

2. Поразмышляйте, и ответьте себе на вопросы:
"Как часто со мной люди конфликтуют?"
«Какие плюсы я получаю от этого?»
Постарайтесь не обманывать себя и найдите 5-10 плюсов, которые вы получаете. Выпишите их в столбик.

Например, от ссоры можно получить:
- Ощущение своей правоты.
- Подтверждение своему убеждению, что несправедливость процветает в мире.
- Партнёр делает подарки (готовит вкусные блюда), заглаживая чувство вины, потому что когда мы не ссоримся, он почти не уделяет мне внимания.
- Подтверждение своей значимости для партнера, так как он всегда первый идет на примирение.
- С помощью ссоры партнером легко управлять.
- Еще она может вносить яркие эмоции, которые совсем отсутствуют в гармоничной жизни.
- Можно получать удовольствие от самого примирения, поэтому ссора может явиться поводом к этому удовольствию.
- После ссоры может быть яркий секс и т.п.

3. После того, как вы написали плюсы и сделали для себя не очень приятные открытия,
поразмышляйте – готовы ли вы отказаться от каждой из найденных выгод?

4. Если ответ «нет», то можно подумать - как получить эту выгоду в другом месте, в другом виде.
Например, для того, чтобы ваш спутник чаще дарил подарки, можно ему прямо сказать об этом. Сказать, что вам намного приятнее, когда он дарит вам просто так, а не когда заглаживает вину.
Если вам не хватает эмоций, найдите другой способ, более позитивный. Найдите общий интерес с партнером и развивайте его. Любое совместное действие подарит вам множество положительных эмоций, если оно интересно для обоих.

5. Если на какие-то пункты вы ответили «да» и вы понимаете, что не готовы отказаться от выгоды, так и признайтесь себе в этом честно. Например, что для вас всегда важно быть правым, пусть даже за счет вашего же счастья. Вашей целью является не здоровые отношения, а тотальное одиночество, примите это и не расстраивайтесь по этому поводу. Вы же не хотите отказаться от выгоды. Когда вы поймете другое, вы измените свое поведение, и дай Бог, чтобы это было не слишком поздно.

6. Ещё один важный момент: поразмышляйте - какие плюсы вы получите от противоположной стороны, например, если не будете, провоцировать ссору?
Может получиться так, что они окажутся намного значимее плюсов ссоры. Тогда совсем не сложно будет отказаться от ссор и конфликтов.

В любом случае, разобравшись в себе, вам намного легче будет выбрать решение без борьбы и действовать в соответствии с ним.
II
1. Проводим анализ, почему не получается решить ту или иную жизненную задачу, с помощью разложения проблемы на параметры:
• что вы получаете, не решая данную проблему;
• какие трудности возникнут, если ситуация изменится.

2. После таких вопросов ситуация может проясниться, и тогда, если есть много выгоды, стоит поискать, как еще, в каких местах и каким другими способами можно получить этот же результат. Например, о заботе можно попросить, а не болеть, а взаимодействие с людьми можно поменять, а не набирать лишний вес.

3. Если выгода не видна, то необходимо смотреть,
• какие трудности возникнут, если изменить жизнь к лучшему.
Например, может оказаться, что если поменять работу на более высокооплачиваемую, то придется дополнительно учиться и больше времени проводить в офисе. Тогда выгода маленькой зарплаты - в большом количестве свободного времени.
Возможно, что после такого анализа придет осознание, что менять ничего не хочется и это действительно оптимальные условия, если учесть все факторы. Тогда любые изменения в сторону улучшения являются навязанными.
III
Для того, чтобы работа по выяснению причин преимуществ вашей болезни оказалась успешной, рекомендую предварительно вспомнить особенности того жизненного периода, который вы переживали непосредственно перед возникновением заболевания.
Скорее всего, он был весьма трудным, и для того чтобы преодолеть эти трудности, вам чего-то не хватало – либо собственных сил и времени, либо помощи окружающих, либо ещё чего-нибудь важного. Теперь представьте, что болезнь оказалась для вас благом, позволившим вам «на законных основаниях» преодолеть неприятную ситуацию.

Так в чем же заключались преимущества, которые давала вам ваша болезнь?

1. Определите в вашем прошлом 3–6 случаев, когда у вас:
  1. возникала периодически повторяющаяся и преследующая вас «острая» болезнь,
  2. происходило обострение хронического заболевания.

Запишите их.
Можно составить таблицу, где по одной оси - ваши случаи проявления проблемы/болезни, а по другой - вопросы ниже 👇

2. Теперь, начиная с самого первого случая, постарайтесь ответить на вопросы к каждому случаю, занося ответы в таблицу:
  1. Что предшествовало возникновению этого случая болезни? Что вас к нему подвело или привело? Что явилось триггером болезни?
  2. Что вы делали во время этой болезни? Как лечились? Как отдыхали? От чего отходили и к Чему стремились?
  3. Чему вы научились во время этой болезни? Что для себя определили? Какие выводы сделали?
  4. В чем была ценность того, чему вы научились? В чем заключалась ценность полученного опыта и сделанных выводов?

Данная техника предоставляет две возможности:
Во-первых, определить циклы и петли вашей жизни. Жизнь любого человека состоит из определенных циклов, возникающих с завидной периодичностью. Внутри каждого цикла мы решаем оп­ределенные классы проблем, обучаясь неким новым жизненным навыкам. Но если проблемы цикла не разрешаются и мы не обу­чаемся тому, чему должны были обучиться, возникает петля, и од­ни и те же проблемы будут снова и снова возникать в нашей жиз­ни, не давая нам двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев болезнь – это именно следствие такой вот петли, незавершенного цикла или неосвоенных навыков.
Во-вторых, пункты 3 и 4 предназначены для того, чтобы вы разобрались с тем, чему научились там и тогда (или чему должны были научиться) и определили, в чём заключалась (или должна была заключаться) ценность опыта, который, по-видимому, до сих пор так и остается не освоенным вами.
IV
Методика "Определение смыслов и выгод болезни"
В данной технике предлагается задать вопросы и попросить максимально честно ответить на них относительно болезни.
Задача упражнения состоит в переводе психических аспектов заболевания в плоскость «смыслов и потребностей».

Вот, собственно, сами вопросы:
1. Что болезнь значит для вас?
2. Что означает для вас избавиться от болезни?
3. Как болезнь помогает вам, какие выгоды и компенсации вы получаете от болезни?
4. Каким образом болезнь дает вам больше силы и уверенности?
5. Как болезнь помогает вам чувствовать себя в безопасности?
6. Чего болезнь помогает вам избежать?
7. Каким образом болезнь предоставляет вам возможность получать больше внимания и любви?
8. Какие чувства помогает вам выразить болезнь?
9. Каким вы были до того, как появилась болезнь?
10. Что происходило в вашей жизни, когда появилась болезнь?
11. Как всё изменилось после того, как появилась болезнь?
12. Что произойдет, когда не будет болезни?
13. После того как болезнь исчезнет, какой будет ваша жизнь через год (через 5, 10, 20 лет)?
14. У кого ещё когда-нибудь была ваша болезнь или есть сейчас?
V
Методика "С проблемой и без неё"
1. Расскажите о своей проблеме двумя способами:
"У меня есть эта проблема..... я не знаю, что с этим делать" и "У меня была эта проблема..... я знаю, что с этим делать...".

2. Что вы при этом чувствуете? Что ощущаете в теле на физическом (физиологическом) уровне, например: боль, тяжесть в животе, груди, горле.
Что пугает? Что жалко потерять? По чему ощущаете тоску рассказывая историю в прошедшем времени?

3. Расскажите третью историю: «Я так долго жил с этой проблемой…, что поживу-ка я с этим еще чуть-чуть! Наверное, мне это еще для чего-то нужно».
Если она не вызывает негативных эмоций, то скорее всего в проблеме скрыты вторичные выгоды.
VI
Вопросы для выявления вторичных выгод:
- Я много ем. [поведение]
- Зачем ты это делаешь?
- Для сытости.[намерение]
- Так это замечательно!
- Что же в этом хорошего - я полнею.
- А зачем тебе быть полной?
- Совершенно не за чем!
- Ты уверена? Подумай, скорее всего ты наверняка от этого что-то получаешь.
- Ну-у-у. Когда я полная, я чувствую себя более уверенно.
- А как полнота помогает получить тебе это чувство?
- Ну, ко мне вряд ли будут подходить знакомиться - я не хочу, чтобы меня ревновал муж.
- А что для тебя означает, когда муж тебя не ревнует?
- Стабильные отношения. [вторичная выгода]
- А что ещё тебе даёт полнота?
- Я чувствую себя более крупной и думаю, что смогу справиться со сложной ситуацией.[вторичная выгода]
- А ещё?
- Чувство безопасности - я выгляжу человеком, который может дать отпор.[вторичная выгода]
VII
Упражнение для практиков-реалистов
1. Закончите предложения:
«Неисполнение желания помогает мне…, дает мне…, позволяет мне…»
«Я использую эту ситуацию, чтобы…»
«Если желание исполнится, мне придется…»
2. Выпишите все вторичные выгоды от текущей ситуации, которые удалось выявить.
3. Подберите не менее трех альтернативных вариантов сохранения каждой из выгод при условии исполнения вашего желания.

Упражнение для чутких романтиков:
«Медитативное рисование»
Вам потребуются несколько листов бумаги для рисования и цветные мелки, фломастеры или карандаши.
Найдите уютное место, где вас никто не потревожит. Можно включить спокойную расслабляющую музыку.
Мысленно задайте себе вопрос: «Что мешает реализации моей цели?» или «Какие скрытые выгоды я извлекаю из неисполнения моего желания?»
Затем отдайте инициативу бессознательному. Пусть рука сама выбирает цвета, чертит линии – не мешайте ей. Не пытайтесь корректировать ее движения, чтобы придать рисунку смысл. Хаотичные линии – это то, что надо. Можете даже закрыть глаза, если искушение вмешаться в процесс непреодолимо.
Рисуйте столько, сколько посчитаете нужным. Можно изрисовать один или несколько листов.

Когда почувствуете, что желание рисовать иссякло, заканчивайте.

Вот теперь можно включать сознательный разум. Внимательно рассмотрите свои рисунки. На что это похоже?
Важная вещь! 👉 Не стоит искать ярко выраженных, детально прорисованных шедевров. Вам подойдут даже намеки на образы или фигуры. Если, глядя на бесформенную закорючку, вам в голову приходит мысль, что это птичка – значит, это птичка.
На отдельном листе бумаги выпишите в столбик все образы-фигуры, которые вы «разглядели» в своих рисунках.
Затем напротив каждого образа напишите, с чем он у вас ассоциируется. Например, птица – это полет, свобода, легкость, высота, песня.
👉 Не стоит искать трактовку увиденных знаков в справочниках символов, сонниках и тому подобной литературе. Этот рисунок создало ваше бессознательное, оно же вам и «расшифрует» ваши собственные ассоциации.
Ну а дальше – дело за вашей интуицией и воображением.
Подумайте, в какой ответ на ваш вопрос складываются цепочки ассоциаций?

Пример
Молодая женщина мечтает похудеть. Бесконечные диеты, походы в спортзал, таблетки для похудения – ничего не помогает.
Она выполняет описанное выше упражнение и получает рисунки, где, как ей кажется, видит крепость, огонь и букву А.
Для каждого символа она находит ассоциации.
Крепость – защита, неприступность; огонь – ярко, гореть, ожог, боль; буква А – первый (первая буква в алфавите), Андрей (ее бывший парень).
Женщина трактует для себя ответ следующим образом.
Андрей был ее первой любовью. Их роман был яркий красивый, но быстротечный. Любовь Андрея перегорела, и он ушел к другой, причинив нашей героине страшную боль. Сильно обжегшись, женщина воспринимает новые любовные отношения как потенциально опасные. Стремясь защитить хозяйку от новой боли, ее подсознание поддерживает лишний вес, тем самым оберегая ее от мужского внимания. Полнота делает женщину непривлекательной для противоположного пола (как она считает). Кроме того, тело – это защита (крепость) для хрупкой ранимой души, и чем больше объемы тела, тем сильнее защита (неприступность).
Таким образом, нашей героине необходимо поменять внутренние установки (избавиться от ограничивающих убеждений). Поверить в то, что у нее могут быть счастливые любовные отношения с другим мужчиной и ей не стоит прятаться от мужских взглядов за лишним весом.
VIII
Несложная техника по квадрату Декарта.

Ее польза именно в письменном выполнении (!).
В процессе поиска ответа на вопрос «как решить проблему» может сработать сопротивление, но не бросайте начатое, постарайтесь поразмышлять и позволить рассмотреть много вариантов. Чем больше вы напишите, тем лучше.

Эта техника работает, потому что обычно проблему рассматривают с одной стороны (что будет, если она решится),
а здесь — сразу с четырех разных сторон. Когда у вас перед глазами будет полный расклад, вы сможете действовать более взвешенно и осознанно и уложить в голове как решить проблему.

Сформулируйте, какую проблему вы хотите решить, и запишите ее в позитивном ключе, без отрицания и использования «НЕ», например: «найти новую работу», «начать вовремя ложиться спать» или «приобрести привычку здорового питания» (для сравнения: «НЕ ужинать после 18.00»)

Ответьте на эти вопросы так, чтобы у вас получилось несколько пунктов для каждого из них:
• Что будет хорошего, если это произойдет? (Какие плюсы от этого я получу?)
• ……..
• ……..
• ……..
• Что будет хорошего, если это не произойдет? (Какие плюсы, если оставить все как есть?)
• ……..
• ……..
• ……..
• Чего хорошего НЕ будет, если это произойдет? (Какие минусы от достижения желаемого?)
• ……..
• ……..
• ……..
• Чего хорошего НЕ будет, если этого НЕ произойдет? (Какие минусы от недостижения желаемого?)
• ……..
• ……..
• ……..

Учтите, что одно и то же поведение в различных контекстах может удовлетворять различные вторичные выгоды (впрочем, как и различные намерения). Так что если вы ищете вторичные выгоды для поведения, которое человек использует в большом количестве контекстов, вам необходимо будет исследовать каждый из них.
В одиночку проделывать такую работу бывает очень сложно, и найти то решение, которого легко придерживаться, не всегда получается, часто остается что-то недоработанным. Все это лучше проделывать с теми, кто готов вам оказать поддержку и предложить взгляд со стороны.

Если в процессе поиска решения проблемы, вы понимаете, что самому задачу не осилить, или ваша проблема, кажется, не вписывается в рамки ожидаемого, у вас есть возможность обратиться к психологу.
Вместе мы могли бы найти такие способы как решить проблему, о которых вы сейчас даже и не помышляете. Не потому, что эти способы из другой реальности, а потому что у каждого из нас в голове рамки, которые мы не можем сейчас увидеть и осознать. Но когда они осознаются, то их можно раздвинуть или убрать, и потом вы сами увидите, что можно еще сделать со своей задачей и понять как со всем этим справиться.
Специалист не только поможет осознать свои потребности, но и сформировать позитивные стратегии получения желаемого.
2015 - 2021 © Боровкова Виктория Викторовна * Психолог С-Пб
// Ресайз iframe-а фримиум баннера