Катастрофизация и избегание

Предварительные замечания:
Не внешние события и люди вызывают у нас негативные чувства, а наши мысли по поводу этих событий. Воздействие на мысли является более коротким путем достижения изменения наших эмоций и, следовательно, поведения.
Нарушения эмоций имеют в своей основе когнитивные ошибки (искажение мышления) Для обозначения всех различных категорий когнитивных ошибок в КПТ используют термин «иррациональные суждения».
Возникновение иррациональных суждений (установок) связано с прошлым пациента, когда ребенок воспринимал их, не имея еще навыка проводить критический анализ на когнитивном уровне, не имея возможности опровергнуть их на поведенческом уровне, поскольку был ограничен и не сталкивался с ситуациями, которые могли бы их опровергнуть, или получал определенные подкрепления от социального окружения.
Сформировавшись, иррациональные установки функционируют как автономные, самовоспроизводящиеся структуры. В их возникновении играют важную роль генетические факторы, окружающая среда, культуральные факторы. Однако механизмы, которые поддерживают и сохраняют иррациональные установки, отличаются от тех, которые способствовали их формированию. Механизмы, которые поддерживают иррациональные установки, наличествуют в настоящем времени.
Иррациональные мысли можно изменять. Но для того чтобы их изменять, необходимо сначала их идентифицировать, а это требует настойчивого наблюдения и самоанализа, использования определенных методов, облегчающих этот процесс. Только реконструкция ошибочных когниций приводит к изменению эмоционального реагирования. В процессе терапии человек приобретает способность управлять своими иррациональными когнициями по своему усмотрению, в противоположность начальному этапу терапии, когда иррациональные установки управляют поведением человека.
Рациональные и иррациональные установки (суждения) являются оценкой реальности. Они не констатируют факт как факт (что происходит такое-то событие), а выражают оценочное отношение к нему индивида (это плохо, неудачно, нежелательно, это ужасно, это полный крах).

О катастрофизации
Когда люди предсказывают худшее, мы называем это катастрофизацией (или негативными предсказаниями) - верой в то, что неизбежен негативный исход ситуации.
Катастрофические установки часто отражают иррациональное убеждение, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Этот тип установок приводит к катастрофизации, т. е. к чрезмерному преувеличению негативных последствий событий.
Это предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов. Пример: "Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать".
Ярким примером катастрофизации будет поведение умной Эльзы из фарса братьев Гримм: Эльза спустилась в погреб за пивом, увидела висящую на стене кирку и вдруг горько зарыдала. Она представила себе, как выходит замуж, у нее появляется сын, он растет, потом спускается в погреб за пивом, и эта самая кирка, падая со стены, убивает его…
Установка катастрофизации
Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации.
В случае влияния установки катастрофизации событие, возможно, неприятное оценивается как нечто неотвратимое, чудовищное и ужасающее.
Размышляя подобным образом, человек начинает испытывать массу отрицательных эмоций и вслед за ними физический дискомфорт.
Существует несколько потенциальных причин и факторов катастрофизации, но большинство людей подпадают под следующие категории:
1) Неопределенность
Неопределенность или неоднозначность ведет к катастрофизации. Например, человек получает от друга или партнера сообщение «Нам надо поговорить». Оно может подразумевать как что-то хорошее, так и что-то плохое. Человек, склонный к катастрофизации, представит себе самый худший вариант из всех возможных.
2) Значимость
Отношения и ситуации, которые человек расценивает как особенно значимые, часто подвержены катастрофизации. Когда что-то особенно ценно человеку, мысль о том, что он может потерять это, становится невыносимой.
Примером может быть желание получить работу своей мечты. Человек, склонный к катастрофизации, еще не отправив резюме, начнет представлять то разочарование, тревожность и депрессию, которую он переживет, если не получит желанную должность.
3) Страх
Страх, особенно иррациональный, играет большую роль в катастрофизации. Человек может бояться идти к врачу, думая, что тот сообщит ему о каком-то страшном диагнозе, даже если это всего лишь обычная проверка.
Страх медицинского вмешательства может быть связан с предыдущим негативным опытом, в подобном случае человек будет всеми способами избегать его повторения.
4) Неспособность проанализировать ситуацию
Выдать первую возникшую (негативную) мысль за единственно возможный вариант развития ситуации, неспособность правильно оценить все риски и последствия приводят к развитию катастрофизации. Один-два раза такого мыслительного поведения, и человек привыкает думать только негативными категориями.
5) Низкая толерантность к фрустрации
У человек, не обладающего способностью стойко переносить неудачи, постоянно будут крутиться в голове мысли о собственной несостоятельности. А сопутствующие такому поведению иррациональные страхи удваивают негативное влияние на психику и мышление человека.
6) Повышенная тревожность
По своим признакам тревожность и катастрофизация во многом схожи: в обоих случаях присутствует сильная обеспокоенность и иррациональные страхи. Но, если при тревожности человек может предпринимать хоть какие-то попытки повлиять на ситуацию, то в случае с катастрофизацией – это бездеятельное переживание страха.

Об избегании
Избегание — это поведение человека, при котором он уклоняется от пугающих его ситуаций. Например, человек, который в детстве надолго один застрял в лифте, может избегать лифтов и во взрослом возрасте.
Избегание – это выбранная человеком не-активность, в течение которой он ничего не делает (поведение, мысли, чувство) с целью избежать ощущение дискомфорта.
Можно избегать проявление мыслей, чувств, воспоминаний, фантазий, межличностных отношений, физических ощущений и других внешних и внутренних реакций и событий.
Обычно человек испытывает целый ряд мыслей, чувств, импульсов, фантазий. С некоторыми из них он может находиться в конфликте: оценочные мысли, импульсы и фантазии генерируют конфликт, который вытесняется в область бессознательного. И для того, чтобы избегать эти тревожные переживания, человек ставит блокировки в виде защитных механизмов. Этот процесс создает значительную внутреннюю напряженность, которая в дальнейшем перерастает в ряд симптомов.
Психологический механизм избегания в транзактном анализе называют негативной ассоциативной сетью: при этом человек подавляет некоторый аффект (сильную эмоцию), который управляет всей системой.
В основе избегания лежит позитивное намерение.
Человек будет испытывать беспокойство и иметь негативные фантазии. Он может думать, что то, чего он так боится, может произойти, если он станет выражать подавленные чувства.
Сильное желание, которое образует и усиливает намерение избегания своей целью ставит уменьшение боли, дискомфорта и напряжения. Сильное желание избегания имеет корни в младенческой или детской неспособности регулировать свои эмоции. Младенец неспособен справляться с сильными чувствами без поддержки извне. Для младенца состояние негативного стресса становится невыносимым, подавляющим, опасным и грозит уничтожением. Через частое повторение и в виду отсутствия поддерживающего внутреннего Родителя восприятие дистресса носит характер подавляющего и, скорее всего, будет зафиксировано в эго-состоянии Ребенка.
Избегание считается способствующим фактором при тревожных расстройствах. К примеру, безнадежность, ангедония и низкое настроение предполагают, что человек избегает активность. Это приводит к снижению позитивных стимулов и поддерживает избегание.
Избегание хотя и может привести к временному облегчению, оно не решает основных проблем. Более того, избегание может порождать новые проблемы или усугублять существующие, таким образом, поддерживая тревожное состояние человека.
Тревожность так же связана с безуспешными попытками избегать определенных мыслей, чувств и ощущений. Кроме того, появляется ряд проблем, связанных с взаимодействием с другими людьми - избегание социализации, неспособность разрешать межличностные конфликты и жалобы, которые способствуют появлению эрозийных эффектов при депрессии. Считается так же, что избегание связано с негативным смещением внимания, способствуя самоподдерживающей активации воспоминаний, мыслей, чувств и способов интерпретации стимулов (ситуаций).
В транзактном анализе избегание усиливает нехватку надлежащей и точной информации, которая присуща Взрослому эго-состоянию.
Связь между избеганием и тревогой имеет эмпирическое основание (то есть, подтвержденное на практике). Для работы с избеганием используются различные терапевтические стратегии. В одном исследовании клиенты были более сосредоточены на избегании (то есть, использовании негативно сформулированных целей), и поэтому проявляли больше симптомов в конце терапии, чем те, у которых были цели, сфокусированные на терапевтическом подходе (то есть, что человек мог приобрести и в чем он мог продвинуться в ходе терапии). Была рассмотрена гипотеза, что такое отличие объясняется тем, что избегание формирует негативное настроение, поддерживающее тревожные симптомы.
2015 _ Боровкова Виктория Викторовна _ Психолог СПб

// Ресайз iframe-а фримиум баннера